О Руэде и не только...

Что такое Rueda de Casino [руЭда дэ касИно]? Давайте попробуем разобраться. Rueda переводится с испанского языка как «колесо», а Casino - и в Африке - казино. Тогда получается, что это - колесо из казино. Рулетка что-ли? Чтобы разобраться, предлагаю оглянуться назад и переместиться в 1956 год, в столицу Кубы – Гавану, на пересечение первой и восьмой улиц (да-да, на Кубе улицы именуются номерами)…

Именно здесь находился безумно популярный в то время социальный клуб «Casino Deportivo» (спортивное казино, исп.) в котором проводила свои вечера кубинская молодёжь. По тогдашним меркам клуб был относительно недорогой, и потому пользовался большим успехом. Именно здесь танцоры собирались в общий круг (отсюда и «колесо» - то есть «rueda») и начали придумывать первые названия фигурам, которые танцевали, чтобы как-то их отличать. Названия придумывали короткие, но содержательные, чтобы с одной стороны было понятно, что нужно делать, а с другой стороны можно было быстро произнести это название. Со временем танец начал набирать популярность и вышел за рамки клуба, но сохранил в себе название места, где появился на свет. С тех пор танец зовётся «Rueda de Casino», то есть «Руэда из казино». Это же «казино», т.е. «casino» приклеился и к определению кубинской сальсы – «salsa casino»…
Вот вам ещё одно новое словечко – «salsa» [сАльса]. По-испански «salsa» означает «соус», и как в настоящем соусе, в сальсе замешено много разных стилей. Но чтобы узнать, откуда она (сальса) взялась, нам придется махнуть, аж в XVIII век!...
Так что устраивайтесь поудобнее, мы переносимся в 1791 год на Карибы, на остров Эспаньола, который в конце XVII века был поделён на 2 части: «Saint Domingue» - французскую, на западе (сейчас это – Гаити), и «Santo Domingo Español» - испанскую, на востоке (ныне – Доминиканская республика). Нас будет интересовать французская часть острова. А там где есть французы – есть и европейская культура, и как её часть – европейские танцы. В те времена, а точнее ещё с конца XVII века, в Европе был очень популярен танец контрданс (также известен как «Country dance», «Contredanse», «Сontredance»), родом из Англии, но завезённый в Эспаньолу уже как французский танец.
Это был салонный фигурный танец, в котором пары, выстроенные в две линии, танцевали друг напротив друга. Под музыку пары выполняли разные фигуры. Вначале танец состоял из одной фигуры, затем из чередования 5 или 6 различных танцевальных фигур, но со временем число фигур продолжало увеличиваться до нескольких сотен. Музыка была быстрая, лёгкая, с преимуществом духовых и струнных инструментов. Также был распорядитель танца, на английский манер – «caller» [кОлэр], который выкрикивал названия фигур для танцующих пар. Впрочем, ничего не мешало этому самому колэру спокойно уйти посреди мелодии, оставив танцующих выбирать фигуры на своё усмотрение. И всё это было легко и непринуждённо, весело и задорно, возвышенно и утончённо… но… но, только для высшего общества…
А как же рабы? А у рабов была своя культура, своя музыка, привезённая из Африки и передававшаяся из поколения в поколения. Наиболее значимый вклад в развитие музыки Нового Света внесли следующие народы Африки: Yoruba [ЙорУба] из Нигерии, Bantú [БантУ] из Конго и Анголы, Ewe-Fon [Эве-Фон] и Fanti-Ashanti [ФАнти-АшАнти] из Дагомеи, Abakuá [АбакуА] из Калабара, и Malé [МалЕ] или Mandingа [МандИнга] из Судана. Дорогих музыкальных инструментов у рабов не было, поэтому настукивали они мелодии на всём, что попадалось под руку. Бывало, соберутся рабы вечерком у костерка, сядут на пустые ящики, и начнут набивать разные мотивы, да один хлеще другого. А один из музыкантов задаёт двумя деревянными палочками главный ритм – «clave» [клАвэ] («ключ», исп.), давший название инструменту, на котором этот ритм и набивается. И настолько эти мелодии были зажигательные, что невозможно было усидеть на месте. Тело само тянуло танцевать: в такт двигались плечи, торс, бёдра, колени…
Стоит отметить, что в отличае от испанских рабовладельцев, французы отличались более благосклонным отношением к рабам: их меньше наказывали, лучше кормили. Также, французы давали рабам бОльшую свободу в плане сохранения своих африканских традиций, и вместе с тем не препятствовали, а даже наоборот, поощряли интерес рабов к европейской музыке и танцам…
Но мы немного отвлеклись. Давайте вернёмся в 1791 год, когда после революции на Гаити, многие французские хозяева плантаций, вместе с рабами перебрались с острова Эспаньола на соседний остров – Кубу.
На Кубе было очень сильнО испанское влияние: музыка (вместе с музыкальными инструментами), театры, армия и церковь – всё было Испанское. Городская музыка «поставлялась» на Кубу непосредственно из Испании, а на селе играли сами, как могли. Такая музыка называлась la música campesina [ля мУсика кампесИна] – «сельская музыка». Контрданс немного изменился, т.к. чёрные музыканты играли европейскую музыку немного «в раскачку», немного по-африкански, и ближе к концу XIX века появился «Danzon» [дансОн], музыкально почти не отличавшийся от кубинского контрданса, но сам танец уже танцевался каждой парой отдельно.
Ещё немного погодя, на территории нынешней провинции Guantánamo [гуантАнамо] благодаря тресисту (это – музыкант, играющий на трэсе) Nené Manfugás [НенЭ МанфугАс] появился жанр «Changüí» [чангуИ]. Ну а чангуи стал, в свою очередь, родительским жанром Кубинскому сонуSon cubano» [сон кубАно]).
Постепенно сон начал своё триумфальное шествие на запад, вместе с освобождёнными рабами, искавшими лучшей жизни, и солдатами времён Десятилетней войны за независимость Кубы. Приблизительно к 1909 сон прибыл в столицу Кубы – Гавану. Ну а музыкальная группа «Cuarteto Oriental» [куартЕто ориентАль] (восточный квартет), созданная в 1916г. и превратившаяся в 1918 г. в «Sexteto Habanero» [сэкстЕто абанЕро] (Гаванский секстет), задала стандарт музыкальной группы, играющей в жанре кубинского сона:


• кубинская гитара, которая называется «tres» [трЭс] («три», исп.), и содержащая три пары струн, настроенных в октаву;

бонгиbongas» [бОнгас], один – «bongo» [бонгО]) это – ударные инструменты;

клавэclave» [клАвэ] - деревянные палочки, про которые мы говорили ранее);

маримбулаmarímbula» [марИмбула]), деревянный ящик с отверстием посередине, служащим резонатором, и металлическими прутками, служащими источником низких (басовых) звуков;
маракиmaracas» [марАкас] или [марАки], если говорить по-русски, т.к. их обычно две).

Чуть позже добавилась обычная гитара и труба, а маримбула заменилась контрабасом.
С появлением коммерческого радиовещания в 20-х годах XX века, популярность сона росла в геометрической прогрессии, и над Кубой зажглась новая звезда: «Septeto Nacional Ignacio Piñeiro» [септЕто насьонАль игнАсио пиньЕйро] (национальный септет Игнасио Пиньейро), созданный, соответственно, Ignacio Piñeiro [игнАсио пиньЕйро]. В 1930 году, Игнасио выпускает песню «Echale salsita» [Эчале сальсИта] (налей-ка мне соуса), и, по одной из версий, вводит термин «salsa», как собирательный термин для кубинской музыки того времени. По другой версии, авторами термина «salsa» являются Johnny Pacheco [джОни пачЕко] и Jerry Masucci [джЕрри масУччи], основавшие в 1964г. в Нью Йорке студию звукозаписи The Fania Records Label. Но об этом – чуть позже…
В начале 1930-х годов, в Нью Йорк приезжает кубинский музыкант Mario Bauzá [Марио БаусА], вместе с оркестром, которым руководил Don Azpiazu [Дон АспьЯсу]. Оркестр обосновался в Гарлеме, и позже к нему присоединились Machito [МачИто] и Chano Poso [ЧАно ПОсо]. Вместе они играли очень популярный в то время в Нью Йорке джазовый стиль bebop [бебОп], но благодаря кубинскому происхождению они смогли обогатить бебоп множеством нововведений, в частности – новой, более сложной ритмикой clave [клАвэ]. Так зародился новый гибридный жанр – cubop [кубОп].
Но, кубинские музыканты отправлялись покорять не только США. Многие отправлялись в Мексику, привлекаемые резким развитием мексиканской киноиндустрии. Среди отправившихся за счастьем в Мексику в те времена, можно выделить Beny Moré [Бени МорЭ], Pérez Prado [ПЕрес ПрАдо], Humberto Cané [УмбЕрто КанЭ] и многих других.
Именно Марио Баусе в Нью-Йорке и Пересу Прадо в Мехико приписывается создание нового стиля – mambo [мАмбо], окончательно сформировавшемуся к концу 1940-х годов. В пятидесятых годах латиноамериканская музыка набирает бешеную популярность: она звучит на радио, телевидении, и в голливудских фильмах. Как грибы после дождя, начинают появляться студии латиноамериканских танцев.
Но обществом движет мода, и в 60-х годах, мода на латиноамериканскую музыку сменяется модой на британскую (The Beatles, Rolling Stones, и т.д.). Латина потихоньку уходит на второй план. Уходит, но не исчезает. Pete Rodriguez [Пит РодрИгес] и Joe Cuba [Джо КУва] являют миру новый жанр – bugaloo [бугалУ],

В семидесятые годы происходит новый всплеск популярности латиноамериканской музыки, огромную роль в котором сыграли Johnny Pacheco [джОни пачЕко] и Jerry Masucci [джЕрри масУччи], о которых мы говорили ранее. Они основали звукозаписывающую студию The Fania Record Label, которая подарила нам много американских и пуэрториканских сальса-звёзд. Ансамбли в то время играли музыку в жёстком стиле, с т.н. «тяжелым драйвом». Этот стиль называли salsa caliente [сАльса кальЕнтэ], salsa dura [сАльса дУра] или salsa gorda [сАльса гОрда], и именно этот стиль многие считают истинной сальсой (ну, или, по крайней мере, лучшим её вариантом).
Следом за жёсткой и тяжелой сальсой семидесятых приходит нежная и лирическая сальса восьмидесятых – salsa romántica [сАльса ромАнтика]. Тексты песен также меняются от повествований о нелёгкой повседневной жизни, в сторону любви (зачастую несчастной) и прочему спектру чувств возникающих между мужчиной и женщиной.
В девяностых годах сальса окончательно формируется, как отдельный сложившийся музыкальный стиль, структура музыкальных произведений становится однородной. Ближе к концу десятилетия, намечается тенденция развития сальсы на основе классики жанра, когда музыкальные продюсеры и диск-жокеи начинают намеренно придавать новым произведениям звучание классических сальс, что также повышает интерес слушателей к оригинальным, классическим произведениям.
Начиная с 90-х годов и по сегодняшний день сальса распространяется по миру семимильными шагами. Снова появляются школы латиноамериканских танцев, снова на дискотеках, радио, телевидении и кино звучит латиноамериканская музыка.
А теперь, давайте посмотрим, что же такое – Rueda de Casino?!
Руэду танцуют от двух и более пар. Пары становятся в общий круг и слушают команды ведущего, которого называют «cantante» [кантАнтэ] (певец, исп.) или «cantor» [кАнтор]. При этом пары часто меняются партнёрами. Так как Rueda de Casino – это всего лишь способ танцевать сальсу casino в группе, большинство фигур руэды – это фигуры кубинской сальсы. Cреднестатистическая фигура длится два такта, то есть: 1,2,3... 5,6,7… (Вместо многоточия – пауза). Все фигуры выполняются синхронно, поэтому, кантор старается называть фигуру после счёта «три», чтобы на 5,6,7… у танцоров было время вспомнить, что нужно делать и морально приготовиться.
Кроме традиционных для кубинской сальсы фигур, есть и элементы, специфичные для руэды. Как правило – это переходные фигуры, когда партнёры переходят к следующим или предыдущим партнёршам. У каждой фигуры есть название, но они могут отличаться в разных городах, или даже школах, хотя многие школы стараются придерживаться одинаковых названий хотя бы для базовых фигур. Также, для многих фигур есть жесты, т.к. в шумном клубе не всегда слышно, что кричит кантор.
Существуют также правила поведения в руэде.

Текст подготовлен по мотивам Wikipedia, книги Ребеки Маулеон "Salsa guidebook for piano & ensemble", MamboTribe.org и др.
Огромная благодарность Виктору Радзюну за помощь!